История ароматов. Восточные страны. (Часть 2)


  • Просмотров: 2386

На Дальнем Востоке тоже развивались дистилляция эфирных масел и использование ароматических веществ. Как и христианские гностики, китайские даосисты верили, что экстракция запаха растения представляет собой освобождение его души. Подобно грекам, китайцы называли одним и тем же словом «heang», духи, благовоние и аромат. Более того, понятие «heang» классифицировалось по шести основным типам, в соответствии с вызываемым им настроением: спокойный, отрешенный, роскошный, красивый, изысканный или благородный.

Во времена правления династий Танг, которое началось в 7-м веке и продолжалось до конца династии Минг в 17 веке, у китайских высших слоев общества был обычай чрезвычайно щедрого использования ароматов. Их тела, ванны, белье, дома и храмы были обильно ароматизированы, так же как и чернила, бумага, саше, носимые в складках одежды, и косметика.

Полоски вееров были вырезаны из душистой древесины сандала. Огромные благоухающие статуи Будды вырезались из камфарного дерева. Зрители на танцевальных и других церемониях могли ожидать, что их забросают парфюмированными саше. Китай импортировал по Шелковому Пути ароматизированное жасмином кунжутное масло из Индии, персидскую розовую воду, а со временем стал ввозить через Индию индонезийские ароматические товары – гвоздику, смолу бензоина, имбирь, мускатный орех и пачули.

В Китае были опубликованы многочисленные тексты, имевшие отношение к ароматерапии. Трактат Хсиан Пу (Hsian Pu) автора Хунг Чу (Hung Chu) (1100 год н.э.), описывает приготовление благовоний. В 16-м веке увидел свет знаменитый китайский научный трактат о лекарственных веществах автора Пен Цао (Materia Medica Pen Ts’ao), где обсуждается около 2000 трав, включая отдельный раздел о 20 эфирных маслах. Жасмин использовался как общий тоник; роза укрепляла пищеварение, печень и кровь; ромашка снимала головную боль, головокружения и простуды; имбирь лечил кашель и малярию.

Хотя благовония появились в Японии достаточно поздно, около 500 г. н.э., однако именно японцы превратили их использование в настоящее искусство. (Они к тому времени значительно совершенствовали процесс дистилляции). В период с 4-го по 6-й век благовонные пасты из порошков растений, смешанных со сливовой мякотью, морскими водорослями, углем и солью, прессовались в виде конусов, спиралей или букв, а затем сжигались на подложке из золы.

Специальные школы обучали (и обучают до сих пор) кодо (kodo) – искусству парфюмерии. Студенты узнают тонкости церемониального воскурения благовоний и представляют на сцене истории-танцы для таких ритуалов.

В период династий от Нара (Nara) до Камакура (Kamakura) (710-1333 г.г.), маленькие лакированные коробочки с духами подвешивались к застежкам кимоно. (Один из таких контейнеров был взят за образец для флаконов современного бренда духов Опиум). Время определялось по часам с горящими благовонными палочками, на которых с течением времени менялся запах, а также падал медный шарик – на случай, если никто не обращал внимания.

Позднее появились усовершенствованные часы, объявлявшие время согласно специальной трубе, из которой выходил ароматный дым. Девушки-гейши вычисляли стоимость своих услуг в соответствии с тем, сколько ароматических палочек было израсходовано за это время.