История ароматов. Античный мир и начало нашей эры (Часть 1)


  • Просмотров: 1101

Большая часть античной истории ароматов окутана пеленой таинственности. Антропологи полагают, что примитивная парфюмерия началась со сжигания камедей и смол в качестве благовоний. Очевидно, насыщенные ароматами растения настаивались в животных и растительных маслах, чтобы натирать ими тело во время церемоний и ради удовольствия. Предполагается, что с 7000 до 4000 года до н.э. жирные масла оливы и кунжута комбинировались с ароматическими растениями для создания первых неолитических мазей. В 3000 году до н.э., когда египтяне только обучались письменности и изготовлению кирпича, они уже импортировали большое количество мирры. В ранние времена торговля была основана преимущественно на специях, камедях и других ароматических растениях, запасаемых главным образом для религиозных целей.

Во время археологической экспедиции 1975 года в долину реки Инд (протекавшей по территории современного Пакистана), доктор Паоло Ровести (Dr. Paolo Rovesti) обнаружил необычные терракотовые аппараты, демонстрируемые ныне вместе с терракотовыми сосудами для духов в музее Таксилы (Taxila museum). Они выглядели как примитивные дистилляторы, хотя датирование 3000 годом до н.э. относило их к эпохе, на 4000 лет предшествующей той, которая большинством источников считается временем изобретения дистилляции.

Затем сосуд схожей конструкции, возрастом около 2000 лет до н.э. и, несомненно, являющийся перегонным кубом, был обнаружен в Афганистане. Месопотамские клинописные дощечки от 13 до 12 веков до н.э. описывают детально разработанные сосуды яйцеобразной формы, содержащие в себе змеевики; и вновь их функция остается неизвестной; но они очень близки к арабскому итризу (itriz), использовавшемуся гораздо позднее в истории этого региона для дистилляции.

Хотя в тот далекий период уже были доступны эссенциальные масла, большинство составленных ароматов существовали только в форме благовоний и мазей. Во времена царствования египетского фараона Хуфу (Хеопса), строителя Великой Пирамиды (примерно 2700 год до н.э.), записи на папирусных манускриптах свидетельствуют об использовании душистых растений, специально отобранных масел, духов и храмовых благовоний, и рассказывают о целебных мазях, сделанных из ароматических смол. На всем протяжении Африканского континента люди покрывали свою кожу душистыми маслами, чтобы защитить себя от жаркого, иссушающего солнца. Эта практика распространилась и в Средиземноморье, где атлеты натирались ароматными мазями перед соревнованиями.

Дошедшая до нас из тех времен Эпическая поэма о Гильгамеше (Epic of Gilgamesh) рассказывает о легендарном короле Ура из Месопотамии (современный Иран), воскурявшем ntyw, благовоние из кедровой древесины и мирры, чтобы привести богов и богинь в приятное расположение духа. Кроме того, далеко восточнее, Книга сокровенной медицины Желтого Китайского Императора (Chinese Yellow Emperor Book of Internal Medicine), написанная в 2697 году до н.э., объясняет различные способы применения ароматических трав.

Торговые пути для доставки ароматических товаров были проложены через Средний Восток еще до 1700 года до н.э. и были весьма оживленными в течение последующих 30 веков, до тех пор, пока португальцы не открыли путь вокруг Мыса Доброй Надежды. Старинное завещание описывает одну группу ранних торговцев: «компания Измаэлитов (Арабов) из Гилеада, торгующая пряностями, бальзамами и миррой, собирающаяся везти их в Египет». Возможно, уже в 1500 году до н.э. муссонные ветры начали переносить парные каноэ вдоль «коричного пути».  
 
Любовь египтян к производству притираний и благовоний стала легендарной. Фигура Короля Тотраеса IV, высеченная в виде Сфинкса в Гизе, предлагала возлияния религиозных благовоний и масел с 1425 года до н.э. И, несомненно, египетские ароматы были очень мощными: кальцитовые кубки, наполненные специями, такими как ладан, законсервированный в масле, все еще источали слабый запах, когда их открыли в захоронении Короля Тутанхамона спустя 3000 лет. Как изображалось в настенной живописи, твердые мази из нарда и других ароматических растений, называемые «битконы» (bitcones), наносились на головы танцоров и музыкантов, позволяя им постепенно и эффектно растекаться по волосам и телу.

Самый известный египетский аромат, Кифи (название обозначает «добро пожаловать к богам»), как утверждалось, вызывал гипнотическое состояние. Город Солнца, Гелиополис, жег смолы утром, мирру в полдень и кифи на закате в честь бога солнца Ра. Кифи, однако, имел более широкое применение, помимо религиозного. Он мог усыплять человека, облегчать тревогу, усиливать сновидения, прогонять печаль, излечивать астму и действовать как общее противоядие для токсинов. Несколько рецептов сохранилось в записях, один из древнейших был пьянящей смесью аира, хны, нарда, ладана, мирры, корицы, кипариса и терпентина (смолы pistachio), наряду с другими ингредиентами. Кубики благовоний приготовлялись путем смешивания измельченных смол и растений с медом, сходно с техникой, используемой вавилонянами и позднее перенятой римлянами и греками.

Древние евреи использовали благовония для освящения (благословения) своих храмов, алтарей, свечей и жрецов. Книга Исхода (около 1200 лет до н.э.) приводит рецепт священного елея (масла для помазания), данного Моисею для инициации священников. Хотя Моисей предписывал суровое наказание для того, кто изготовлял священные масла и благовония для мирского применения, не все ароматические вещества были ограничены религиозной сферой. Мы узнаем из книги Притч, что «умащения и духи веселят сердце», а в Песне Соломона читаем: «Узелок с миррой – как мой возлюбленный для меня; он лежит всю ночь между моими грудями. Мой возлюбленный для меня, как пучок камфиры (хны) в виноградниках Эн-геди» (1:13-14).

К концу 5-го века Вавилон был ведущим рынком для парфюмерной торговли. Вавилоняне широко использовали ливанский кедр, кипарис, сосну, еловую смолу, мирт, аир и можжевельник. Когда евреи вернулись из плена в Вавилон, они принесли с собой повышенную ценность ароматов, особенно в форме благовоний.

Древнегреческий мир был также богат запахами. Греческое слово arómata описывает благовония, духи, специи и ароматические лекарства. Одним из таких творений, созданным парфюмером по имени Мегаллус (Megallus), был легендарный мегалеон (megaleion), который состоял из жженой смолы, кассии, корицы и мирры и использовался для лечения ран и воспалений. В городе Дельфы жрицы-предсказательницы сидели над испарениями тлеющих листьев бея, чтобы вызвать состояние хмельного транса; отверстия в полу позволяли дыму «магически» окружать их.

К 7-му веку до н.э. Афины превратились в коммерческий центр, где сотни парфюмеров вели свою торговлю. Существовала оживленная торговля такими ароматическими растениями, как майоран, лилия, тимьян, шалфей, анис, роза и ирис, настоянными на оливковом и миндальном масле, касторке и масле семян льна для получения густых мазей (помад). Они продавались в маленьких, искусно декорированных керамических сосудах, напоминающих небольшие кувшины, какие до сих пор продаются в Афинах.

Хотя Сократ чрезвычайно неодобрительно относился к духам, беспокоясь, что они могут стереть различия между рабами (которые пахли потом) и свободными гражданами (которые, несомненно, не пахли), Александр Великий (Македонский) – тот, кто, войдя в шатер поверженного Короля Дариуса после битвы при Иссосе, с презрением выбросил королевскую коробочку с драгоценными мазями и духами – приобрел любовь к ароматам после нескольких лет путешествий по Азии. Он направил представителей в Йемен и Оман, чтобы найти источник арабских благовоний, которыми умащивал тело и которые непрерывно жег возле своего трона. Своему афинскому сокурснику Теофрастусу он послал черенки растений, добытых в своих многочисленных путешествиях, таким образом основав в Афинах ботанический сад.

С расширением торговых путей Африка, Южная Аравия и Индия стали поставлять на Средний Восток и в Средиземноморские страны нард, растения семейства cymbopogons и имбирь. Финикийские купцы торговали в Китае камфарой и индийской корицей, перцем и сандаловым деревом; сирийцы везли ароматические товары в Аравию. Стараниями персидских купцов настоящие мирра и ладан из далекого Йемена наконец достигли Средиземноморья около 300 года до н.э. На торговых путях продолжал увеличиваться поток грузов, поскольку возрастал спрос на розы, корень ириса, траву sweet flag (иногда считается, что это надземная часть аира, хотя есть и другие толкования), нарцисс, шафран, мастику, дубовый мох, корицу, кардамон, перец, мускатный орех, имбирь, костус, нард, алойное дерево, травы и камеди.

К первому веку нашей эры Рим ежегодно импортировал около 2800 тонн ладана и 550 тонн мирры. Нерон, бывший римским императором в 54 г. н.э., тратил (в пересчете на современные деньги) до ста тысяч долларов на благовония и ароматы для каждого из устраиваемых им дворцовых пиров. В резных потолках из слоновой кости в его обеденной зале были скрыты специальные трубки, через которые на сидящих внизу гостей разбрызгивались ароматические воды, а из-за раздвижных панелей на потолке гостей осыпали свежими розовыми лепестками. (Все эти ароматические эксцессы не обходились без происшествий; один несчастливый гость задохнулся в плотном облаке лепестков). И мужчины, и женщины в буквальном смысле купались в духах, а им прислуживали рабы, звавшиеся косметаями (cosmetae).

Для тела применялось три типа духов: твердые помады, ароматические масла и душистые пудры, продававшиеся в лавках торговцев мазями - унжентариев (unguentarii), которые почитались так же высоко, как доктора. Римляне даже обращались к своим возлюбленным, называя их «моя мирра» и «моя корица», совсем как мы используем «вкусовые нежности» типа «мой медовый» («honey») и «мой сладкий пирожок» («sweetie pie»). Римский историк Плиний, автор впечатляющей Истории 1-го века и Естественной Истории, упоминает о 32 снадобьях, изготавливаемых из розы, 21 – из лилии, 17 из фиалки и 25 из болотной мяты. Известные римские смеси той эпохи включали сузинон (susinon), который служил не только в качестве духов, но был диуретиком и женским противовоспалительным тоником, а также амаракинон (amarakinon), использовавшийся для лечения нарушений пищеварения и геморроя и для вызова менструаций. Подобным же образом мазь с нардом предлагалась от кашля и ларингита.

Один из наиболее известных эпизодов Священного Писания говорит об Иуде Искариоте, выражавшем недовольство Марией Магдалиной, которая умащивала ноги Христа драгоценным нардом. Даже греческое слово, обозначающее имя Христа, Christos, значит «помазанный», от греческого chriein – помазывать.

Действительно, первый век нашей эры был временем ускоренного развития ароматерапевтических наук. Ароматические вещества были одним из пяти разделов, содержавшихся в знаменитой книге Диоскорида «О травах» (Herbal). Первое письменное описание дистиллятора в Западном мире – это описание устройства, которое изобрела Мария Профетиссима (Maria Prophetissima), приведенное в александрийском тексте 1-го века н.э. «The Gold-Making of Cleopatra». (Ее изобретение первоначально использовалось для дистилляции эфирных масел, но оно также оказалось пригодным и для спиртных напитков).

Христианские гностики с 1-го по 4-й век н.э., имевшие, как полагают, глубокие корни в Египетской философии, уделяли много внимания ароматам. Ища выхода из ограничений материального мира, они приняли символику эфирных масел, представляющих собой души растений.